8 августа 2008 г.
http://news.gorod55.ru/relax/?id=12359
«Ночной дозор» по-Омски или как провести субботнюю ночь.
Ночные гонки на предельно допустимой в городе скорости, поиск спрятанных кодов, разгадывание головоломок - вот чем занимаются игроки DozoRа. Каждую субботу в игре участвуют до 400 человек!
«Дозор» - сравнительно новая забава для омских любителей активного отдыха. Первыми в него сыграли петербургские полуночники. Родоначальник и главный координатор «Дозора» Алексей Жук организовал его на основе правил других подобных проектов в 2005-м. День рождения «Дозора» принято отмечать 11 июня.
Сегодня «Дозором» охвачена почти вся Россия. Играют даже страны ближнего зарубежья. «В DozoR играет уже 152 города!» - так написано на официальном сайте. До нашего города развлечение добралось в 2006-м. Первая игра состоялась 14 октября. За это время, по приблизительным подсчетам, поучаствовать успели уже около 5000 продвинутых омичей.
Как ни странно, название игры никак не связано с известным произведением Сергея Лукьяненко. Алексей Жук утверждает, что для него слово дозор ассоциировалось исключительно с ночью, пограничниками и адреналином.
Что ж за игра такая «Дозор»? Организаторы называют ее «гибридом пионерской «Зарницы», интеллектуальной «Что? Где? Когда?» и спортивного «Форда Байярд». Смесь кажется ядерной, а выглядит все так.
Участие принимают команды (в среднем 15-20 в одной игре), состоящие из штаба и экипажей, а также вооруженными средствами связи, ноутбуками, картой города, фонарями и дополнительными принадлежностями (под ними может пониматься и купальник, и апельсин, и хоккейная клюшка - все оговаривается заранее). Команды перемещаются по ночному городу в поисках кодов, заранее оставленных для них в самых неожиданных местах.
Перемещаться, конечно, проще и быстрее всего на автомобилях. Однако не возбраняются и другие средства передвижения, в том числе и велосипед. Правда, конкурировать с соперниками так значительно сложнее. Добытую информацию игроки передают своему координатору - человеку, который остается за компьютером, а тот отправляет ее организаторам. Найдя один код, участники тут же получают задание, с помощью которого можно найти следующий. Игра состоит из уровней и победителем становится команда, прошедшая все их первой.
Задания могут быть самыми неожиданными. Так, постоянная «дозорная» Анна Н. вспоминает: «В одном из заданий был упомянут номер сотового телефона без последних двух цифр. Пройдя несколько уровней, мы приехали в какой-то двор на Иркутской. Видим арку, в которой на стене нарисованы глаз, бинокль, сотовый телефон, стрелка вверх и две последние цифры сотового. Схватили бинокль, вышли из машины, начали звонить по этому номеру. В доме напротив на самом верхнем этаже заметили окно с подозрительно ярко синим отсветом. Посмотрели в бинокль, а там телевизор в окне стоит с изображением странного лица. Когда пошел дозвон, картинка сменилась кодом, необходимым для прохода на следующий уровень».
Средний портрет участника составить сложно. Играют люди обоих полов, совершенно разных возрастов, профессий (менеджеры, журналисты, руководители предприятий, сотрудники торговых фирм, банковские служащие, политики и, конечно, студенты). Кроме того, организаторы проводят также корпоративные игры. Причем по заказу компании мероприятие могут провести не только в субботу, но и в любой другой день.
Ограничений в игре немного: участникам нужно просто быть совершеннолетними и действовать в рамках закона и fair play (честной игры). Нарушителей правил (слежка за другой командой, использование чужих достижений) наказывают. Чаще всего это добавленное к общему зачету время, а значит, и снижение шансов победить. За самые серьезные нарушения команду или игрока организаторы имеют право дисквалифицировать.
В Омске, как и в остальных городах, существует две лиги «Дозора»: высшая и первая. Новички автоматически попадают в первую, а потом по итогам сезона несколько команд-победителей переводятся в высшую.
Говорят, что эта игра, как наркотик. Выигрыш не имеет значения для участников. Тем более в омский «Дозор» играют не на деньги, а на интерес. Победителям вручают только кубки, грамоты и фонари. Однако это всем совершенно не важно.
Значимо другое: драйв, адреналин, ощущение командного духа. За это участникам, конечно, не жалко отдать несколько сот рублей (цена, которую платит команда за участие колеблется от 500 до 2000 рублей, в зависимости от ее оригинальности).
Автор идеи «Дозора» видит в ночных играх свою социальную миссию. В интервью для собственного сайта он говорит, что такие развлечения нужны «для того, чтобы показать людям другую жизнь, рассказать новое и интересное про город, в котором вы живете (или наоборот, старое и забытое, но не менее интересное); отвлечь людей от бесцельного времяпрепровождения в клубах с непременным вливанием алкоголя; внести драйв и интерес в жизнь. Играя, участники развивают личностные навыки, которые потом применяют в своей профессиональной деятельности, что сказывается на благосостоянии города, страны и мира».
Прочитать условия игры и подать заявку на участие можно на официальном сайте «Дозора» - Dzzzr.ru. Здесь же размещены «Легенды» - своеобразный анонс на следующую субботу. Они выглядят как кусочек, вырванный из какой-то истории. Таким образом задается тематика игры. На основе легенды формируются задания.
«Дозор» - это не единственная омская ночная игра, есть и другие, например, из самых известных - Encounter. Эта игра старше, она пришла к нам из-за рубежа и в Омске обозначила свои позиции несколько раньше. В нее понравится играть тем, кому условия «Дозора» кажутся слишком простыми. В Encounter в команде только один экипаж, а в «Дозоре» их может быть сколько угодно. А чем больше народу, тем быстрее выполняются самые сложные задания.
На сегодняшний день по популярности отечественная игра опережает конкурента. По словам организатора омского «Дозора» Петра Ромашова, в местном Encounter в хорошие дни к финишу приходит команд 30, причем в каждой - человек по пять (видимо, это только полевые участники, примерно столько же в штабе). В «Дозоре» в каждой игре участвует до 400 человек.
Если попросить организаторов выделить одну самую лучшую игру, они этого не сделают - слишком много уже их было, очень удачных. Важным критерием качественного сценария считается продуманность. В этом плане, по мнению Петра Ромашова, можно выделить, например, игру № 40 «Зона 3.8.1.2» (автор - команда Explosive).
16 августа состоится 50-я игра омского «Дозора» - юбилейная. Легенда выложена на сайте, заявки на участие принимаются...
Фото: autoexpress.co.uk
Катерина Дедкова